Телефон: 
+7 (968) 885-62-48
Ежедневно с 9:00 до 21:00

Многие из нас любят слушать музыку в хорошем качестве будь то это на компьютере с хорошей звуковой картой или на Hi-Fi аппаратуре с акустической системой

или на портативном плеере в наушниках. Все мы ищем подходящий звук в силу вкусовых и музыкальных пристрастий.

Как правило в окрасе звука участвуют основные составляющие: цифро-аналоговый преобразователь (ЦАП), операционные усилители (ОУ) и их обвязка.

Если ЦАП сменить практически невозможно (это приведет к серьезной переделке схемы), то усилители можно.

К тому же производитель аудиотехники часто предусматривает легкую установку ОУ в "кроватку".

Операционный усилитель в корпусе DIP-8 устанавливаемый в "кроватку"

И даже если усилитель припаян, заменить на другой не составит титанического труда, достаточно уметь пользоваться паяльником.

В крайнем случае всегда можно отнести в мастерскую, где за небольшую плату вам заменят ОУ на желаемый.

Кстати, покупайте ОУ в проверенных местах, чтобы не попалась подделка и не испортилось впечатление!

Эта статья как раз написана, чтобы помочь сориентироваться в широком выборе операционных усилителей, их особенностей, и самого главного - их звучания.

Здесь собраны описания из личного опыта пользователей с просторов интернета к популярным моделям усилителей.

Если у Вас тоже есть опыт прослушанных ОУ, которые не приведены в этом списке, пожалуйста напишите на почту в разделе "Контакты" и

поделитесь впечатлением о звуке. В дальнейшем, Ваше оценочное мнение будет размещено здесь.

 

Описание звучания различных операционных усилителей:

OPA1612 — мало-шумный ОУ, почти что точный ровный звук с небольшим уклоном в басовый регистр, СЧ естественные, ВЧ собранные и детальные.

Сверхнизкие искажения 0.000015%, скорость нарастания 27 В/мкс, коэффициент усиления 130 дБ. Применяется в профессиональном аудио-оборудовании,

контрольно-измерительном оборудовании для аудиотехники, высококачественных AV-ресиверах.

 

OPA1622 — по звуку напоминает OPA1612. Усилитель для профессионального оборудования с отличными показателями: выходной мощностью до 150 мВт и очень низким

уровнем нелинейных искажений -135 дБ, скорость нарастания 10 В/мкс. Низкое энергопотребление 2,6 мА позволяют использовать его в смартфонах, планшетах,

усилителях для наушников и внешних ЦАП.

 

OPA1652 — точный, с ультра-низкими гармоническими искажениями 0.00005%, скорость нарастания 10 В/мкс. Данный ОУ представитель линейки SoundPLUS 

для высококлассных аудио устройств. Амплитуда выходного сигнала до 800 мВ на нагрузке 2 кОм. Нагрузочной способностью до 30 мА. Широкий диапазон питания.

 

OPA2134 — популярный, недорогой, слегка смягченное звучание, считается теплым звуком, очень красиво удается середина, вокал, духовые инструменты,

но очень тонкие нюансы слегка смазываются, скорость нарастания 22 В/мкс.

 

OPA2132 — получше, чем OPA2134, делает звук детальнее, очень приятный на слух. Поддерживает нагрузку до 600 Ом, низкие гармонические искажения 0.00008%,

скорость нарастания 20 В/мкс.

 

OPA627BP — очень качественный усилитель, высокая детализация, упругость басов, глубина музыкальной сцены, скорость нарастания 55 В/мкс.

Одно-канальный, на левый и правый канал ставится по усилителю.

 

OP27 — винтажный усилитель, "жирный" приятный звук, красиво звучит бас и вокал, немного теряются детали, низкая скорость нарастания 2.8 В/мкс.

Одно-канальный, на левый и правый канал ставится по усилителю.

 

OP275 — неплохой и популярный, но немного смазан звук. Усиление до 104 дБ, полоса до 9 МГц, хорошее подавление пульсаций, искажения ниже 0.001% в широком диапазоне

выходных напряжений при сопротивлении нагрузки выше 100 Ом. Однако совместим не с любой схемотехникой, особенно при не инвертирующем включении, скорость 22 В/мкс.

 

OP285 — такие же как предыдущий, но отобранные по напряжению смещения (лучшие из OP275).

 

LM4562 — глубокий и довольно резкий нижний регистр на ударных, и акцентированные верха, имеет специфическое холодное звучание,  20В/мкс

Усиление до 140 дБ, полоса до 30 МГц. Сверх-малошумящий, с низким уровнем искажений. Нагрузка до 600 Ом без увеличения искажений, выходной ток до 20 мА,

отличное подавление пульсаций. Звучит без малейших признаков окрашивания. Но ему свойственна проблема, описанная для OP275.

 

LME49860 — самая качественный из LM усилителей, с повышенным рабочим напряжением до 44V, исключительная детальность во всём диапазоне частот,

приятный на слух звук лишенный недостатков LM4562, скорость нарастания 20 В/мкс.

 

LME49720 — явно отличается от LM4562, плоская сцена с пропадающей реверберацией.

 

LME49990 — звук не до конца аналитичен, но приятный. Большой коэффициент усиления 135 дБ , коэффициент гармонических искажений 0,00001%, выходной ток ±27 мА,

управляет нагрузкой до 600 Ом, скорость нарастания 22 В/мкс.

 

LM6172 — быстрый, мощный, удивительно прозрачный звук, для классики, джаза, блюза и других живых записей, обладает очень мягким и воздушным звуком, 3000 В/мкс.

Усиление до 86 дБ, полоса до 100 МГц. Малошумящий, искажения ниже -100 дБ на нагрузке 100 Ом, до 50 мА выходного тока.

 

LM7372 — усиление до 85 дБ, полоса до 120 МГц. Выходной ток до 150 мА, уровень гармоник в 100 дБ, всем хорош, но при сопротивлении нагрузки ниже 150 Ом

искажения начинают резко расти, преодолевая в итоге планку -80 дБ.

 

MUSES8820 — винтажный усилитель, выдаёт вальяжный мягкий "ламповый" звук с раздутым басом.

 

MUSES8920 — яркий усилитель, разделение инструментов, масштабность звучания, динамика, звонкость его качества.

 

MUSES01 — выдает ровный, нейтральный звук, с высокой детальностью, обилием воздуха и чётким позиционированием инструментов.

Детализация голоса, середина и верха звучат завораживающе, но с немного пересушенным басом, хоть он быстрый и хлесткий.

 

MUSES02 — прозрачный, приятный, динамичный, с хорошим разрешением, более басистый чем MUSES8920, а в остальном они похожи.

 

MUSES03 — он взял лучшее из MUSES01 и MUSES02. Сцена приобрела абсолютно четкие границы, стала еще глубже и шире. Образы ясные и четкие, а между ними воздух,

инструменты не мешают друг другу, высокое разрешение. Все это очень четко позиционируется в пространстве. Например, ударная установка с тарелками при хорошей записи

звучит так, что четко слышно, когда по какой тарелке был удар, ближе-дальше, выше-ниже, левее-правее -  высочайший эффект присутствия.

 

TPA6120 — звук практически не приукрашивает, мощный, предпочитает высокоомную нагрузку (от 60 Ом), с уменьшением сопротивления растут гармонические искажения.

Чип содержит два независимых канала с отдельными выводами питания. На каждом из каналов: выходная мощность 80 мВт на нагрузке 600 Ом при питании ± 12В, при уровне

искажений 0,00014%, динамический диапазон более 120 дБ, уровень сигнал/шум  120 дБ, диапазон питания ± 5В до ± 15В, скорость нарастания 1300 В/мкс.

 

ADA4897-2 — мощный звук, слитная подача, с уклоном в НЧ и СЧ, немного смазывает ВЧ из-за чего не хватает воздушности. Стабильный при единичном усилении и

быстродействующий усилитель 120 В/мкс, с обратной связью по напряжению, с низким рабочим током 3 мА, а также с низким шумом. Имеет ширину полосы 230 МГц

и широкий диапазон напряжений питания от 3 В до 10 В. Подходит где требуется большой динамический диапазон, точность и быстродействие.

 

AD823 — усиление до 95 дБ и до 9 МГц. Искажения ниже -100 дБ, но при выходных токах более 20 мА лавинообразно растут.

На нагрузке 32 Ом отдаваемая без искажений мощность составляет всего 6 мВт.

 

AD826 — неплохо строит сцену, для более сильного баса и слитности, "темные" усилители, хорошо подходит для рока. Усиление до 77 дБ и до 50 МГц, скорость 350 В/мкс.

Фактически является скомпенсированным для единичного усиления AD828, со всеми его достоинствами, но значительно более стабильнее.

Небольшая потеря в уровне подавления пульсаций питания компенсируется способностью легко выносить ёмкостную нагрузку.

 

AD827 — такой же как и предыдущий, с ослабленным выходным каскадом, скорость нарастания 300 В/мкс.

 

AD828 — усиление до 80 дБ и до 100 МГц. Способен обеспечить 2 В амплитуды даже на нагрузке 10 Ом. Без искажений выдаёт в нагрузку до 50 мА тока.

Уровень гармоник при КУ=2 плавно стремится к -100 дБ, а это отличный результат. Мало шумен и обладает хорошим подавлением пульсаций, скорость нарастания 450 В/мкс.

Звучит замечательно, но далеко не во всех схемах стабилен.

 

AD8022 — выходной ток высокий, что хорошо для низкоомных наушников, уровень гармоник не превышает -110 дБ на 600 Ом и выше, скорость нарастания что у AD8620,

шумов меньше, хорошо ставить на выходе, скорость нарастания 50 В/мкс. Усиление до 72 дБ и до 100 МГц. Сверх малошумящий, имеет вдвое большую нагрузочную способность,

чем AD8066, но требует стабилизированную схему питания.

 

AD8066 — универсальный и очень качественный по звуку. Глубокие низкие частоты, считается прозрачным звуком, похож на AD8620, но более светлый,

легкий и точный (аналитический) звук, область применения студийное оборудование, где важен точный, неокрашенный звук, скорость нарастания 180 В/мкс.

До 114 дБ и до 65 МГц усиления. Уровень гармоник значительно ниже -95 дБ при нагрузке более 150 Ом. Амплитуда тока на выходе до 30 мА,

что может быть не достаточно для части низкоомных наушников. Хорошее подавление пульсаций.

 

AD8034 — усиление до 96 дБ и до 40 МГц. На нагрузке 1 кОм уровень гармоник находится ниже -100 дБ, однако уже на 500 Ом подскакивает до -85 дБ.

Чип является родственником AD8066 и характер звука схожий.

 

AD8620 — шумит поменьше чем AD8066, не во всех схемах хорошо звучит, иногда не хватает выразительности, скорость нарастания 50 В/мкс.

Огромный коэффициент усиления (более 105 дБ) при полосе до 25 МГц, искажения менее 0.001%, но резко растут с уменьшением сопротивления нагрузки.

 

AD8599 — сверх-малошумящий с усилением до 10 МГц и 116 дБ. Искажения менее 0.0005% на нагрузке 2 кОм, но возрастают до 0.002% при 600 Ом.

Хорошо относится к ёмкостной нагрузке, имеет отличное подавление питания и выходной ток до 50 мА.

 

AD711 — старый усилитель, винил-рипы звучат более лампово и теплее.

 

AD712 — компенсированная для единичного усиления версия предыдущего усилителя.

 

AD744 — очень приятно звучит, хоть и смазывает некоторые детали, некий компромисс между детальностью и "мясом".

 

AD746 — имеет большой коэффициент усиления 10 МГц и 116 дБ. Искажения не превышают -110 дБ, ОУ обладает неплохим подавлением пульсаций,

работоспособен при низкоомной нагрузке (при токах менее 20 мА). Характер вносимых искажений близок к звучанию Burr-Brown.

 

AD797 — нацелен на нейтральный звук, но всё же немного приукрашивает. В связке с другими ОУ дает отличный результат. Выходной ток до 50 мА, скорость нарастания 20 В/мкс.

 

AD845 — строит широкую сцену, один из лучших из AD усилителей. скорость нарастания 100 В/мкс.

 

AD8672 — огромный коэффициент усиления 135 дБ, полоса до 10 МГц. Искажения низкие, но выходной каскад не справляется с большой амплитудой сигнала при низкоомной нагрузке.

 

AD8512 — усиление до 100 дБ, полоса до 8 МГц. Хороший выходной ток до 70 мА, отличное подавление пульсаций, малошумящий, искажения на высокоомной нагрузке ниже 0.0001%.

Звучит немного грубее AD823, с меньшей натуральностью высоких частот, но лучшей проработкой баса.

 

JRC4558 — неплохой усилитель, достаточно мощный до 600 мВт, с минимальными искажениями, скорость нарастания 200 В/мкс.

 

NE5532P — старый проверенный временем приличный усилитель, что-то "сверх" от него не стоит ждать, скорость нарастания 9 В/мкс.

 

LT1355, LT1358, LT1361, LT1364 — семейство из четырёх ОУ с малой (LT1355 и LT1358) и очень малой (LT1361 и LT1364) скоростью нарастания

(от 12 МГц и 400 В/мкс до 70 МГц и 1000 В/мкс). Неплохое подавление, повышенная стабильность при ёмкостной нагрузке, искажения порядка 0,0007% до 2 кГц.

Звучание LT1364 со своим почерком, немного выделяет середину.

 

LT1469 — экстремально низкий уровень искажений на высокоомной нагрузке и отличное подавление, усиление более 110 дБ, полоса до 45 МГц, скорость 22 В/мкс.

Малый выходной ток и небольшая индифферентность к ёмкостной нагрузке. Превосходный вариант для I/U.

 

LT1498 — имеет высокое соотношение сигнал-шум, придаёт звуку аналоговый окрас, немного выделяя вокал, музыкальный, скорость нарастания 6 В/мкс.

 

BUF634 — буфер, высокоскоростной токовый повторитель до 250 мА, скорость нарастания 2000 В/мкс, увеличивает мощность выходного сигнала без окрашивания звука.

 

LMH6643 — буфер, токовый повторитель до 75 мА, скорость нарастания 130 В/мкс, увеличивает мощность выходного сигнала без окрашивания звука.

 

 

Какие операционные усилители и в какой аудио тракт лучше всего ставить?

В фильтры низких частот (ФНЧ) лучше ставить ОУ с высокой скоростью нарастания (скоростные).

В выходном тракте (I/O) лучше ставить более мощный, либо по току (для низкоомной нагрузке), либо по напряжению (для высокоомной нагрузки).

Под высокоомные наушники больше подходят ряд таких: AD8066, AD8022, AD826, AD8620, TPA6120, LM4562, OP275, LT1364.

Под низкоомные наушники больше такие: LM6172, AD828, AD8599, OPA1612, OPA1622.

 

Литература:

Руководство на русском языке по выбору компонентов от Texas Instruments  ЗДЕСЬ.

Сводная таблица высокоскоростных операционных усилителей от Analog Devices  ЗДЕСЬ.

Сводная таблица разработок операционных усилителей от Analog Devices за 2018 год  ЗДЕСЬ.